Школьный парламент

Разделы:

Концепция

развития органов самоуправления обучающихся

«Школьный парламент»

Дети молодежь Казахстана – стратегическая ценность и будущий человеческий капитал казахстанского общества.

Молодое поколение, живущее в период глобальных вызовов и рисков, характеризуется повышенной активностью и разнообразием интересов. Потому объединение усилий государства и гражданского общества в создании по-настоящему единого детско-юношеского и молодежного движения – стратегия государства нового времени.

Перемены, происходящие в общественно-политической жизни республики за последние десятилетия, повлекли за собой изменение нравственно-духовных ориентиров и идеалов в детской и молодежной среде. Как показывает практика, действующая модель воспитания молодого поколения (детей, подростков, молодежи) требует трансформации и новой идеологической основы.

Сегодня в современных условиях функционирования организации образования возникают вопросы, связанные с обеспечением условий для демократического управления организацией образования, когда не только руководитель и педагогический совет, но и школьники, и родители как полноправные субъекты образовательного процесса влияют на качество предоставляемых организацией образования услуг.

В настоящее время государство и гражданское общество активно поднимает проблему реализации правовых возможностей детей и молодежи. В связи с этим перед школой встала задача воспитания свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества.

Сегодня не существует оптимального механизма, обучающего практическому использованию и защите своих прав самими детьми и молодыми людьми, что влечет за собой снижение мотивационной готовности обучающихся к социально-значимой деятельности. Обучающиеся, выйдя из стен организации образования, зачастую оказываются совершенно беспомощными в реальной жизни.

Таким механизмом в рамках детско-юношеского и молодежного общественного движения может стать единая структурная модель в виде школьных парламентов (далее –Парламент).

Концепция развития органов самоуправления обучающихся «Школьный парламент» в организациях образования Карагандинской области разработана на основании законов Республики Казахстан «Об образовании», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».

Парламент– незаменимый помощник администрации школы в решении проблем учебно-воспитательного процесса.

В Парламенте школьники и педагоги учатся вместе сотрудничать, становятся полноправными партнерами в решении важных проблем.

Парламент – это форма участия обучающихся в со управлении организацией образования, решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса.

Цель Парламента: развитие у обучающихся навыков гражданской активности, социальной компетентности, гражданской ответственности, воспитание гражданина высокой культуры, гуманистической направленности, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и государства.

Задачи Парламента:

- создание условий для развития способностей и интересов обучающихся, единого правового пространства в школе, колледже, вузе, предоставление реальной возможности участвовать в управлении организацией образования;

- воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства, желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзья и ровесникам;

- вовлечение каждого обучающегося в общественную жизнь организации образования;

- развитие самостоятельного мышления и самосознания, навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.

Парламент строится на принципах взаимопомощи и доверия, стремления к развитию, равноправия всех обучающихся, коллективности принятия решений, приоритетности прав и интересов обучающихся, гуманности по отношению к каждой отдельной личности, открытости, добровольности, честности и уважения партнёров.

Структура Парламента состоит из 8 фракций:

  1. Фракция патритизма («Жас сарбаз», «Жас ұлан», «Жас қыран»);
  2. Фракция права и порядка (детские представительства);
  3. Фракция информации (пресс-служба);
  4. Фракция спорта и здорового образа жизни;
  5. Фракция самопознания и счастья(психология);
  6. Фракция заботы (волонтерство);
  7. Фракция образования и культуры («Дети и театр»);
  8. Фракция экологии и труда.

Высший орган Парламента – общее собрание лидеров фракций.

Деятельность Парламента в школе координирует заместитель директора по воспитательной работе.

В каждом классе, каждой группе организации образования избираются депутаты всех 8 фракций.

Президент Парламента принимает участие при необходимости в заседаниях различных коллегиальных органов организации образования.

Основная форма управления Парламентом– проектный менеджмент как универсальная технология эффективного управления механизмами.

Депутатами Парламента могут стать школьники.

Направления проектной деятельности Парламента: экологические, волонтерские, краеведческие, туристские, интеллектуальные, экономические, спортивные, дебатные, этнокультурные, художественно-эстетические, музыкальные и другие творческие проекты.

Для осуществления проектной деятельности Парламентов на базе школ создаются школьные проектные офисы, а на базе организаций дополнительного образования создается районный или городской проектный офис (далее – Проектные офисы).

Проектные офисы координируют:

- проектную деятельность фракций Парламента в течение года;

- выборы Президента школы и дни самоуправления;

- участие в работе коллегиальных органов.

В каждый проект входят различные мероприятия, соревнования, акции, флеш-мобы, экскурсии, походы, турниры и др.

Ожидаемые результаты:

- воспитанное молодое поколение честных, добрых и активных личностей;

- повышение статуса и роли органов ученического и студенческого самоуправления в трансформации и модернизации общественного (детского и молодежного) сознания;

- вовлечение обучающихся в проектную деятельность по интересам;

- стабильное и системное финансирование из бюджетов всех уровней.

Школьный Парламент состоит из 8 фракции, за каждой из которой закреплены депутаты и тьютеры.

Ф.И.ученика

Класс

Фракция

Тьютер

1

Латыпова Лейла

9

Фракция самопознания и счастья

Нурфайзулина Ж.Г.

2

Абишев Саян

9

Фракция детского представительства права и порядка.

Кунтуарова З.Р.

3

Застежко Карина

11

Фракция заботы (волонтерство).

Доскалиева А.Т.

4

Кузнецов Александр

10

Фракция спорта и здорового образа жизни.

 

Калмыканов К.И.

5

Исламгали Нураим

8

Фракция образования, культуры и дебатного движения.

Кунтуарова З.Р.

6

Доскалиев Адиль

10

Фракция экологии и труда.

 

Омарова А.Д.

7

Застежко Альбина

7

Президент ШП

Доскалиева А.Т.

8

Серимбаева Фарида

9

Фракция печати и информации.

Доскалиева А.Т.

9

Иманбаев Сергей

9

Фракция культуры.

Омарова А.Д.

 

Школьный парламент создан для развития самоуправления у учащихся.

Парламент основывается на принципах взаимопомощи и доверия, стремления к развитию, равноправия всех учащихся, коллективности принятия решений, приоритета прав и интересов учащихся, гуманности по отношению к каждой личности, открытости, добровольности, честности и уважения партнеров.

Парламент – это форма участия обучающихся в самоуправлении организацией образования, решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса.

Также, разработано и утверждено Положение о деятельности школьного парламента. Деятельность парламента в школе координирует заместитель директора по воспитательной работе, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на парламент задач и функций.

В своей работе школьное самоуправление придерживается следующих направлений: гражданско-патриотическое, нравственное, информационное, организаторское, досугово-игровое.