Школьный парламент
Разделы:
Концепция
развития органов самоуправления обучающихся
«Школьный парламент»
Дети молодежь Казахстана – стратегическая ценность и будущий человеческий капитал казахстанского общества.
Молодое поколение, живущее в период глобальных вызовов и рисков, характеризуется повышенной активностью и разнообразием интересов. Потому объединение усилий государства и гражданского общества в создании по-настоящему единого детско-юношеского и молодежного движения – стратегия государства нового времени.
Перемены, происходящие в общественно-политической жизни республики за последние десятилетия, повлекли за собой изменение нравственно-духовных ориентиров и идеалов в детской и молодежной среде. Как показывает практика, действующая модель воспитания молодого поколения (детей, подростков, молодежи) требует трансформации и новой идеологической основы.
Сегодня в современных условиях функционирования организации образования возникают вопросы, связанные с обеспечением условий для демократического управления организацией образования, когда не только руководитель и педагогический совет, но и школьники, и родители как полноправные субъекты образовательного процесса влияют на качество предоставляемых организацией образования услуг.
В настоящее время государство и гражданское общество активно поднимает проблему реализации правовых возможностей детей и молодежи. В связи с этим перед школой встала задача воспитания свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества.
Сегодня не существует оптимального механизма, обучающего практическому использованию и защите своих прав самими детьми и молодыми людьми, что влечет за собой снижение мотивационной готовности обучающихся к социально-значимой деятельности. Обучающиеся, выйдя из стен организации образования, зачастую оказываются совершенно беспомощными в реальной жизни.
Таким механизмом в рамках детско-юношеского и молодежного общественного движения может стать единая структурная модель в виде школьных парламентов (далее –Парламент).
Концепция развития органов самоуправления обучающихся «Школьный парламент» в организациях образования Карагандинской области разработана на основании законов Республики Казахстан «Об образовании», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».
Парламент– незаменимый помощник администрации школы в решении проблем учебно-воспитательного процесса.
В Парламенте школьники и педагоги учатся вместе сотрудничать, становятся полноправными партнерами в решении важных проблем.
Парламент – это форма участия обучающихся в со управлении организацией образования, решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса.
Цель Парламента: развитие у обучающихся навыков гражданской активности, социальной компетентности, гражданской ответственности, воспитание гражданина высокой культуры, гуманистической направленности, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и государства.
Задачи Парламента:
- создание условий для развития способностей и интересов обучающихся, единого правового пространства в школе, колледже, вузе, предоставление реальной возможности участвовать в управлении организацией образования;
- воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства, желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзья и ровесникам;
- вовлечение каждого обучающегося в общественную жизнь организации образования;
- развитие самостоятельного мышления и самосознания, навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.
Парламент строится на принципах взаимопомощи и доверия, стремления к развитию, равноправия всех обучающихся, коллективности принятия решений, приоритетности прав и интересов обучающихся, гуманности по отношению к каждой отдельной личности, открытости, добровольности, честности и уважения партнёров.
Структура Парламента состоит из 8 фракций:
- Фракция патритизма («Жас сарбаз», «Жас ұлан», «Жас қыран»);
- Фракция права и порядка (детские представительства);
- Фракция информации (пресс-служба);
- Фракция спорта и здорового образа жизни;
- Фракция самопознания и счастья(психология);
- Фракция заботы (волонтерство);
- Фракция образования и культуры («Дети и театр»);
- Фракция экологии и труда.
Высший орган Парламента – общее собрание лидеров фракций.
Деятельность Парламента в школе координирует заместитель директора по воспитательной работе.
В каждом классе, каждой группе организации образования избираются депутаты всех 8 фракций.
Президент Парламента принимает участие при необходимости в заседаниях различных коллегиальных органов организации образования.
Основная форма управления Парламентом– проектный менеджмент как универсальная технология эффективного управления механизмами.
Депутатами Парламента могут стать школьники.
Направления проектной деятельности Парламента: экологические, волонтерские, краеведческие, туристские, интеллектуальные, экономические, спортивные, дебатные, этнокультурные, художественно-эстетические, музыкальные и другие творческие проекты.
Для осуществления проектной деятельности Парламентов на базе школ создаются школьные проектные офисы, а на базе организаций дополнительного образования создается районный или городской проектный офис (далее – Проектные офисы).
Проектные офисы координируют:
- проектную деятельность фракций Парламента в течение года;
- выборы Президента школы и дни самоуправления;
- участие в работе коллегиальных органов.
В каждый проект входят различные мероприятия, соревнования, акции, флеш-мобы, экскурсии, походы, турниры и др.
Ожидаемые результаты:
- воспитанное молодое поколение честных, добрых и активных личностей;
- повышение статуса и роли органов ученического и студенческого самоуправления в трансформации и модернизации общественного (детского и молодежного) сознания;
- вовлечение обучающихся в проектную деятельность по интересам;
- стабильное и системное финансирование из бюджетов всех уровней.
Школьный Парламент состоит из 8 фракции, за каждой из которой закреплены депутаты и тьютеры.
Ф.И.ученика |
Класс |
Фракция |
Тьютер |
|
1 |
Латыпова Лейла |
9 |
Фракция самопознания и счастья |
Нурфайзулина Ж.Г. |
2 |
Абишев Саян |
9 |
Фракция детского представительства права и порядка. |
Кунтуарова З.Р. |
3 |
Застежко Карина |
11 |
Фракция заботы (волонтерство). |
Доскалиева А.Т. |
4 |
Кузнецов Александр |
10 |
Фракция спорта и здорового образа жизни.
|
Калмыканов К.И. |
5 |
Исламгали Нураим |
8 |
Фракция образования, культуры и дебатного движения. |
Кунтуарова З.Р. |
6 |
Доскалиев Адиль |
10 |
Фракция экологии и труда.
|
Омарова А.Д. |
7 |
Застежко Альбина |
7 |
Президент ШП |
Доскалиева А.Т. |
8 |
Серимбаева Фарида |
9 |
Фракция печати и информации. |
Доскалиева А.Т. |
9 |
Иманбаев Сергей |
9 |
Фракция культуры. |
Омарова А.Д. |
Школьный парламент создан для развития самоуправления у учащихся.
Парламент основывается на принципах взаимопомощи и доверия, стремления к развитию, равноправия всех учащихся, коллективности принятия решений, приоритета прав и интересов учащихся, гуманности по отношению к каждой личности, открытости, добровольности, честности и уважения партнеров.
Парламент – это форма участия обучающихся в самоуправлении организацией образования, решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса.
Также, разработано и утверждено Положение о деятельности школьного парламента. Деятельность парламента в школе координирует заместитель директора по воспитательной работе, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на парламент задач и функций.
В своей работе школьное самоуправление придерживается следующих направлений: гражданско-патриотическое, нравственное, информационное, организаторское, досугово-игровое.